Девяносто прожитых лет не уместить в газетном материале, и потому я прошу Нину Виссарионовну Котельникову вспомнить самые важные в её жизни моменты.
Она начинает с самых, наверное, трудных и страшных – военных лет.
Image 6321
Нина Котельникова, одна из старейших жителей хутора Верхние Липки.
Три метра в мозолях
- Я училась в ремесленном училище на фрезеровщика, когда немцы начали бомбить Сталинград. Пришлось вернуться домой, в хутор Верхние Липки. Нас, девчат, поставили работать штурвальными на комбайны. А потом начали бомбить и наши Липки – здесь была узловая железнодорожная станция. Хуторяне уже знали – «рама» летит, значит, скоро бомбить будут, и кто с детьми на руках, кто с узлами, с тачками бегом на бугры да по степи. Степь-то бомбить не будут.
… На разъезде разбомбили эшелон, который вёз бойцов в Сталинград. Люди в колосьях на поле спасались. После полную машину раненых в госпиталь отвезли. Так война дошла до нас.
… Стали эвакуировать колхоз. Комбайны увезли, мы на быках да коровах стали работать. Тётка моя богатой считалась – у неё корова была, мы на ней сено возили.
… Три метра – дневная норма на рытье окопов. Это не просто траншея, а с гнёздами для стрельбы, с насыпью, прикрывающей бойцов. До мозолей на ладонях, до крови копали. Знали, что жизни солдатам они сберегут, и копали, копали…
Другая жизнь
- Внуки удивляются, как это мы без компьютеров жили. Да у нас и электричества-то не было. И газа. Печь дровами топили. За дровами в Малый Липовый ходили – это балка здесь неподалёку. Через бугор – Большой Липовый, там хороших дров много было, но туда дойти ещё надо и потом обратно с дровами. Другая сейчас жизнь.
… Сегодня почти в каждом дворе машина, а мы ножками топали. Меня послали на курсы счетоводов в Солодчу. Материно пальто одела и пошла. 40 километров. Когда уже работала, отчёты в Лог сдавали, здесь уже лошадь давали. Как-то задержалась, пришлось в ночь выезжать, а волков в то время много рыскало, вот я страху-то натерпелась.
… Мы на коровах, на себе землю пахали. Война, разруха, но земля не пустовала. А сейчас не нужна – вон сколько вокруг хутора бурьяном зарастает, да и хутор запустевает…
Из Москвы на блины
… В 1946-м пришёл с фронта Ваня. Молодёжь тогда собиралась у железной дороги, играли в мяч, в третий лишний… Здесь мы и познакомились. Три года дружили, потом поженились. Три дочери у нас. Муж всё сына ждал, особенно когда третьим ходила, но и дочкам радовался.
… Сейчас пять внуков у меня и семь правнуков. Поразъехались-поразлетелись по стране, но меня навещают. Блины мои любят, когда приезжают, просят, чтобы напекла. А мне в радость. Ещё москвичам хлеб наш нравится – настоящий, а не их с улучшителями. Я тоже хлеб больше всего люблю, наверное, аукается голодное детство-юность.
… Плетень, чугунок сегодня для молодых экзотика, мне же – как привет из молодости. Да яблонька эта, что муж сажал. Старенькая уж, а крепится, к солнышку тянется, даже на яблочки силёнки ещё есть. Так и я креплюсь, за каждый прожитый день судьбу благодарю и наступающему дню радуюсь.
Записала Светлана Базилевская.
Первая кухня (325752)
Гран-при и буря оваций (325707)
Жду новый голос (325647)
Аплодисменты на финише (325614)
Позвони по номеру… (325609)
Узнай свой статус (325549)
Безопасное лето (325357)
Сами привезли (325267)
Скоро пойдём в кино (325197)
Выбираем семью года (325118)
Перепечатка с сайта газеты "Вперёд" допускается только с письменного разрешения редакции газеты «Вперед». (16+)